Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Эксперты обсудили, как новая система планирования перспективного развития электроэнергетики повлияет на отрасль

Круглый стол «Разбираемся в нюансах: как новая система планирования перспективного развития электроэнергетики повлияет на отрасль», организованный редакцией газеты «Энергетика и промышленность России», прошел в рамках ХI Российского Международного энергетического форума (РМЭФ-2023). Модератор мероприятия — главный редактор газеты «Энергетика и промышленность России» Валерий Пресняков.

Выстроить взаимодействие

Алексей Попиков, заместитель начальника отдела департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ:

«Старую модель перспективного планирования в электроэнергетике можно охарактеризовать как малоэффективную. Причин такой неэффективности много, остановлюсь на трех из них.

Во-первых, это слабо скоординированные процессы разработки программного документа перспективного развития и, как следствие, неоптимальность технических решений. Таким образом, с учетом обширной площади нашей страны обеспечить единые подходы к планированию и синхронизации сроков принимаемых отраслевых решений было труднореализуемо. Можно сказать, что сложилась ситуация, которая не способствовала сбалансированному развитию отрасли.

Во-вторых, ограничения по применению единой технической политики государства при разработке технических решений и документов перспективного планирования.

И в-третьих, длительные сроки согласования региональных СиПРов. Это было обусловлено отсутствием у различных разработчиков единых верифицированных расчетных моделей, баз данных, параметров сетевого оборудования.

В связи с этим для Министерства энергетики и всего отраслевого сообщества переход к новой системе перспективного планирования в энергетике стал значимым событием прошлого года.

В прошлом году был принят соответствующий закон, разработанный Минэнерго РФ с участием компаний и экспертов энергетического сообщества. Нормы закона вступили в силу с 1 января 2023 года. Основная цель — повышение качества планирования развития в электроэнергетике и уровня доверия к этому процессу, а также обеспечение своевременной реакции на возникающие потребности в отрасли.

Особенности новой системы: создание единого центра компетенций, которым выступает Системный оператор, и необходимость обязательной проверки тарифных и экономических последствий, которая раньше не проводилась. Кроме того, это переход к двухуровневой системе перспективного планирования. Таким образом, планы к перспективам развития страны на уровне Правительства РФ и Министерства энергетики просматриваются в рамках генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, формируемой на 18 лет. И в краткосрочной перспективе — в схеме и программе развития, формируемой на 6 лет.

Социально-экономический эффект от создания новой системы перспективного планирования в электроэнергетике — это обеспечение экономии региональных и бюджетных средств, которые достигали нескольких миллионов рублей.

Отмечу, что документы проходят общественное обсуждение. Данный процесс был специально введен для повышения открытости деятельности Системного оператора. По результатам первых открытых обсуждений, проведенных в рамках формирования схемы и программы развития энергетических систем России на 2023–2028 годы, стало понятно, как важно выстроить диалог с отраслевым сообществом для оперативного реагирования на возникающие потребности.

Основное опасение участников рынка было связано с тем, что чьи-то интересы будут ущемлены. Наоборот, новая система дает доступ всем участникам процесса, особенно сетевым компаниям. Раньше СиПР ЕЭС разрабатывали Системный оператор и ФСК «Россети». А региональные СиПРы — на уровне субъектов, где местные сетевые компании договаривались, как они будут участвовать, и в каждом регионе этот процесс проходил по-разному. Сейчас есть единственный оператор, и любой участник рынка в ходе общественного обсуждения может высказать свое аргументированное мнение, которое будет услышано. Если в соответствии с новыми документами сформирован правильный запрос, будет получен правильный ответ».

Прозрачность и доступность

 Денис Пилениекс, Директор по развитию ЕЭС — руководитель дирекции Системного оператора:

«Новая система планирования перспективного развития энергетики предусматривает разработку Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и Схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС). Разрабатывает эти основополагающие документы Системный оператор Единой энергетической системы.

В числе основных нововведений системы планирования:

  • изменение методического подхода к определению потребности в генерирующих мощностях,
  • упорядочивание системы формирования исходных данных для документов перспективного развития,
  • изменение роли уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ в разработке СиПР ЭЭС,
  • внедрение критериев экономической эффективности принимаемых технических решений,
  • обеспечение открытости и прозрачности разработки документов перспективного развития, в том числе за счет их общественного обсуждения.



Важнейшие преимущества новой модели — повышение прозрачности документов перспективного планирования, достижение баланса между надежностью и экономической эффективностью при принятии технических решений по развитию энергосистем и, как следствие, — экономия средств, как бюджетных, так и средств энергокомпаний.

Ключевым критерием для определения оптимальности принимаемых технических решений в рамках новой системы планирования — как при разработке Генсхемы, так и СиПР ЭЭС — становится минимизация планируемых затрат на их реализацию.

В частности, Системный оператор будет руководствоваться этим критерием при сравнении конкурентоспособных генерирующих технологий при определении перспективной рациональной структуры генерирующих мощностей.

Также будет проводиться оценка экономических последствий от реализации капиталоемких мероприятий по развитию генерации и сетевой инфраструктуры».

Гидроэнергетике нужна отдельная программа

Олег Лушников, исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России»:

«Гидроэнергетика является одной из главных отраслей в обеспечении энергобезопасности и энергоэффективности работы энергосистемы страны. И главным координатором этой деятельности должен быть Системный оператор.

Гидроэнергетика во всем мире активно развивается. Ежегодно в эту отрасль вкладывают 70–100 млрд долларов. Ежегодный прирост мощностей ГЭС и ГАЭС превышает 20 ГВт.

В России гидроэнергетика обеспечивает примерно 20% выработки электроэнергии и занимает в структуре установленной мощности генерации страны около 20%. Вместе с тем это лишь четверть того, что могло бы быть использовано в нашей стране, и только 5% от того, что можно использовать в динамично развивающихся регионах Дальнего Востока.

В последние 12 лет в гидроэнергетике России были относительно неплохие показатели по введению в эксплуатацию новых ГЭС. Были построены 14 гидроэлектростанций общей мощностью 6,8 ГВт. Большая часть из них спроектированы и заложены еще в советский период. Но сейчас новых объектов гидроэнергетики у нас практически нет.

Выработка электроэнергии ГЭС увеличивается, но не за счет ввода новых объектов, а за счет модернизации существующих, за счет применения современного, более эффективного оборудования. В частности, в период 2010–2022 гг. модернизация ГЭС/ГАЭС России обеспечила суммарный прирост установленной мощности в 795 МВт.

При этом строительство ГЭС дает много дополнительных положительных эффектов социально-экономического развития страны. Наиболее известные: развитие территорий, создание новых рабочих мест, новые заказы на высокотехнологичную продукцию для отечественной промышленности, развитие экспорта и обеспечение выполнения Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и соответствия критериям устойчивого развития, а также обеспечение противопаводковой защиты территорий, повышение рыбопродуктивности, развитие туризма и транспорта, увеличение пассажиро- и грузопотоков, формирование запаса пресной воды и обеспечение водоснабжения.

Когда мы говорим про эффекты, которые должны быть учтены не с точки зрения энергетики — обеспечения возможностей оптимального регулирования с наилучшими экономическими показателями новых объектов генерации, а с точки зрения комплексного учета эффектов для государства и регионов — система планирования имеет существенную слабость. Большая часть ГЭС нашей страны построена за счет решений, принятых на государственном уровне. Даже самый сильный регион не может позволить себе построить гидроэлектростанцию. Должна быть отдельная государственная программа. Как и в большинстве государств мира, активно использующих гидропотенциал, ГЭС должны строиться за счет государственного бюджета и соответствующих программ поддержки, а не только за счет дополнительной нагрузки на энергорынок».

Улучшить порядок взаимодействия

Владислав Лобанов, начальник департамента перспективного развития сети ПАО «Россети Ленэнерго»:

«Само название документа — Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики — подразумевает опережающее развитие энергетической инфраструктуры. А документ, который разрабатывается сейчас, я бы назвал программой мероприятий по повышению системной надежности в сети 110 кВ и выше.

«Россети Ленэнерго» отвечали за разработку СиПР Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С сентября по конец января велась работа по формированию этого документа под руководством профильных комитетов правительств СПб и Ленинградской области с активным участием рабочих групп, в которые входили сетевые компании, генераторы, сбыты, крупные потребители, профильные комитеты регионов. Принимались технические решения, которые основывались на их оптимальности и необходимости, учитывались интересы субъектов, большое значение уделялось мероприятиям по повышению надежности.

Сейчас у нас есть два «окна возможностей»: с 1 по 20 апреля, когда мы отрабатываем замечания Системного оператора, и в сентябре — когда проходят общественные слушания. После этого мы получим готовое решение. Будут ли приняты предложения сетевых компаний или нет — неизвестно.

Второе. Старый СиПР субъекта предусматривал две части: базовый вариант (на основании заключенных договоров о технологическом присоединении) и перспективный (чтобы предвосхитить ожидания инвесторов и привлечь их в субъекты). Была четкая структура: мероприятия по повышению надежности сети и по технологическому присоединению с расчетом капитальных затрат.

В новом документе этого не видно. Более того, в утверждаемой части отсутствуют все мероприятия по надежности, которые предусматривает сетевая компания. Например, «Россети Ленэнерго» подавала в СиПР для включения 172 предложения: 26 в утверждаемую часть и 146 в аналитическую. По факту в утверждаемую часть вошли 4 предложения и в аналитическую — 15.

Закон принят, мы будем его выполнять, но давайте разберемся, каким образом формировать документ, что нужно дополнить, как сделать процесс разработки документа более открытым. Ведь мы видим реальные риски. Если нет мероприятий по надежности в утверждаемой части СиПР, нам завтра Министерство энергетики вычеркнет их из инвестиционной программы.

В новом документе — ни в законе, ни в постановлении — не прописан механизм решения спорных ситуаций в ходе общественных слушаний. Например, между сетевой компанией и администрацией региона или другой сетевой компанией.

При новом порядке формирования СиПР субъекты практически лишены возможности влиять на документ.

Необходимо сделать процесс более прозрачным, открытым для участия, возможно, создать регламент взаимодействия сетевых компаний и Системного оператора.

Надеюсь, что мы найдем решение этих задач».

Ключевым критерием для определения оптимальности принимаемых технических решений в рамках новой системы планирования — как при разработке Генсхемы, так и СиПР ЭЭС — становится минимизация планируемых затрат на их реализацию.

Скоординированное развитие

 Марат Минибаев, заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан:

«Развитие экономики и энергетики должно быть скоординированным. Раньше эта задача решалась в рамках разработки регионами и Системным оператором отдельных схем и программ перспективного развития электроэнергетики.

Установленная мощность энергосистемы Республики Татарстан к 2023 году выросла за 10 лет на 1,7 ГВт до 8,6 ГВт. Выросло в республике и энергопотребление — до 33 млрд кВт•ч, прирост за 11 лет составил 6,7 млрд кВт•ч. Выработка возросла на 4,2 млрд кВт•ч, составив по итогам 2022 года 28,1 млрд кВт•ч.

В результате реализованных проектов наряду с ликвидацией мощности в Казанском энергорайоне было обеспечено подключение новых потребителей на величину порядка 700 МВт (Танеко, Алабуга, ТАИН-НК), увеличены эффективность станций, выработка электроэнергии, сняты сетевые ограничения. Развитие технологий Smart Grid в сетевом хозяйстве (6-10 кВ) позволило снизить время восстановления электроснабжения потребителей с 3 часов до 60–90 секунд.

Вся эта работа невозможна была бы без четкого планирования в электроэнергетике.

Теперь в соответствии с изменениями в законодательстве Системным оператором разрабатывается единый документ. СИпР — документ сложный, он предусматривает в том числе и необходимые расчеты. Соответственно, нужна и технологическая база, и квалифицированные кадры. Его, безусловно, должна разрабатывать специализированная организация.

В Татарстане выделялись средства на эти цели. Но не во всех регионах было такое решение.

При этом СИпР — это основа для инвестиционных программ сетевых компаний. Поэтому нужен очень взвешенный подход при принятии решений по тем или иным проектам. Ведь задача — не только обеспечивать надежность электроснабжения, но и минимизировать последствия по стоимости электроэнергии для конечного потребителя.

Надеюсь, что единый подход в новой системе планирования позволит еще больше повысить качество Схемы и программы, определяя оптимальные варианты развития электроэнергетики в привязке к реализации новых инвестиционных проектов потребителей, их потребностей в электрической энергии».

Надежная база для развития

Олег Токарев, генеральный директор ООО «ОДК-Турбины большой мощности»:

«Наш новый продукт для российской электроэнергетики — газовая турбина большой мощности ГТД-110М. Это одновальная газовая турбина для привода электрогенераторов в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок большой мощности. Лидерный образец ГТД 110 М проходит промышленную эксплуатацию в ячейке энергоблока Ивановских ПГУ. Наработка составляет более 13 000 э. ч. На предприятии «ОДК-Сатурн» освоен технологический цикл изготовления серийных ГТД 110 М — единственного отечественного продукта в классе мощности 90–130 МВт. В производстве используются уникальные технологии, являющиеся ключевыми при производстве газовых турбин большой мощности.

Обеспечение выделения квоты 50% отбираемой мощности в рамках КОММод начиная с 2023 года для проектов модернизации с применением ПГУ позволит: сформировать производственную программу по выпуску оте-чественных серийных газовых турбин большой мощности, обеспечить сквозную серийность для поставщиков всех уровней при производстве газовых турбин большой мощности, а также сформировать справедливую цену на отечественные газотурбинные установки большой мощности».