Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Сети на продажу

Как приватизация газораспределительных и газопотребляющих объектов может сказаться на ценообразовании и кто заинтересован в покупке сетей?

Минэнерго РФ направило проект федерального закона о внесении изменений в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, касающийся приватизации газораспределительных и газопотребляющих объектов.

В рамках выступления на заседании в Совете Федерации, посвященном газификации регионов, замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заявил, что некоторые газораспределительные и газопотребляющие объекты требуют дорогостоящего содержания, а поскольку вышеуказанные объекты зачастую находятся на балансе муниципалитетов и регионов, их приватизация может избавить от высоких затрат и, соответственно, снизить нагрузку на бюджет. Кроме этого, замминистра энергетики отметил, что приватизация таких объектов позволит не только устранить «различные правовые коллизии, которые существуют в федеральном законодательстве на этот счет», но и обеспечить должное содержание и эксплуатацию газораспределительных сетей профильными компаниями.

Напомним, данная тема уже обсуждалась в конце 2019 года, а в 2020 году Минэнерго РФ вносило соответствующий документ на рассмотрение в Госдуму. Тогда предложение профильного ведомства столкнулось с рядом критических оценок. В частности, противники идеи опасались роста цен на газ: по их логике новый собственник газораспределительных объектов автоматически становился бы монополистом и имел бы возможность поднимать цены, обосновывая это необходимостью возврата инвестиций. Кроме того, вызывали опасения и вопросы, связанные с технической компетентностью потенциальных новых собственников таких объектов повышенной опасности, как газораспределительные сети.

«Сама идея избавления государства от непрофильных активов не нова, она касается многих отраслей экономики, но в случае с газораспределительной отраслью нужно отдельно рассматривать каждый конкретный кейс, — считает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. — Я бы не стал однозначно утверждать, что приватизация газораспределительных и газопотребляющих объектов приведет к резкому повышению цен на газ. Конечно, если существует необходимость в дополнительных инвестициях, нужен капительный ремонт сетей, имеются скопившиеся долги, то это может повлиять на ценообразование. С другой стороны, население — это группа потребителей, которая достаточно хорошо защищена от роста тарифов на правительственном уровне. Это означает, что цена может увеличиваться только в рамках установленных пределов. Промышленная группа потребителей в этом плане больше подвержена рискам.

Что касается потенциальных инвесторов, то, на мой взгляд, ими, как профессиональные участники рынка, могли бы выступить газораспределительные организации (и «дочки» «Газпрома», и другие газоснабжающие организации). Однако не исключено, что к данной теме могут проявить интерес и промышленные потребители. Хотя здесь, опять же, существуют серьезные риски. Если учесть, что газоснабжение — это естественная монополия с жестким тарифным регулированием, то это может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности таких объектов».

По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, стоимость самого газа вряд ли сильно вырастет, поскольку тарифы регулируются ФАС. Что же касается стоимости услуг подключения, то здесь действительно возможен многократный рост ценника.

«В тех регионах, где сети были временно приватизированы, новые дома были вынуждены платить сотни тысяч за сам факт подведения газа вместо обычных 30-40 тысяч, которые ранее брали муниципальные власти, — констатирует эксперт. — Для жителей Москвы, Петербурга и их окрестностей ценник в 200-300 тысяч не является пугающим, но в большинстве регионов переход на хозрасчет может стать слишком жестким. Стоимость подключения к трубопроводному газу для конечного потребителя окупится только лет через 8–10.

Если говорить о крупных и потенциально дорогих участках трубопроводных сетей, длиной в километры, то они наверняка будут интересны региональным сбытовым организациям, которые сейчас и так ими пользуются, но вынуждены платить в местные бюджеты за аренду труб. Короткие локальные фрагменты сетей, особенно ведущие к удаленным жилым массивам и загородным поселкам, будут интересны любой организации из сферы ЖКХ, которая имеет мало-мальский опыт обслуживания коммунальных объектов. Это беспроигрышная бизнес-идея: выкупить трубу, у которой нет альтернативы в данной локации, собирать платежи за ее обслуживание и подключать новые дома на своих условиях».

Виктор Емельянов подчеркивает: учитывая, что перед государством стоит цель газифицировать всю территорию России к 2030 году, инициативу могут одобрить.
«У местных бюджетов дефицит свободных средств, и помощь «Газпрома» в развитии сетей им бы не помешала. Продажа — наиболее оптимальный вариант для всех, включая потребителей, которые могут за это заплатить. Понятно, что в целом газоснабжение станет дороже, но оно также станет более безопасным, а подключение к сетям более оперативным. Государство в силах принять такие ограничения, которые не позволят новым владельцам сетей, в том числе мелким частникам, завышать стоимость своих услуг», — резюмирует аналитик.

Источник: https://www.eprussia.ru/epr/407-408/3152716.htm